olegluban (olegluban) wrote,
olegluban
olegluban

Categories:

С «Большой канаткой» попрощались без венков и процессий

Канатка на Кизиловку

В Нальчике демонтирована канатная дорога «Большая Кизиловка». Событие это произошло как-то буднично: без траурных митингов, без венков и процессий, без оркестра и прощальных речей.


Один из символов города

А многие горожане, похоже, этого печального события и вовсе не заметили. Если судить, например, по местной блогосфере, то многих нальчан больше волновали бурные события в Лондоне и Стокгольме. И это не удивительно, ведь молодые люди, тем, кому сейчас не больше 25 лет, вообще не видели в своей жизни, чтобы кабинная канатная дорога в Нальчике работала – она ведь стоит уже почти 23 года! Не удивлюсь, если даже кто-то считал, что это вроде гигантского декоративного украшения города, а кабинки над курортным озером – это что-то вроде праздничной гирлянды.

А «Большую канатку», как мы называли её в детстве, отличая тем самым от «Малой канатки» на «Сосруко», жаль всё-таки! Ведь она была одной из визитных карточек нашего славного города. Вообще, мы гордились когда-то тем, что в нашем, сравнительно небольшом городе есть сразу две канатные дороги. Одна кабинная канатная дорога, связывающая Курортное озеро и гору Большую Кизиловку, другая – кресельная от городка аттракционов в парке до Малой Кизиловки и ресторана «Сосруко».

Кабинную канатную дорогу на Большую Кизиловку открыли в 1977 году. Тогда этому грандиозному сооружению не было равных на Северном Кавказе. Работы были произведены масштабные. Чего стоило установить 20-метровые бетонно-металлические опоры на протяжении дороги, проделать просеки в лесном массиве на подходе к верхней станции. Вес только лишь самого каната канатной дороги составляет 35 тонн! Канатная дорога на Большую Кизиловку имела пропускную способность 400 человек в час. И представьте себе, когда кабинную «канатку» открыли, она была настолько популярна и у курортников, и у местных жителей, что возле окошек кассы очередь выстраивалась, и все двухместные кабинки не пустовали. С кабинок «канатки» открывались замечательные виды на водную гладь озера, на реку Нальчик, на наш красивый город с высоты птичьего полёта. Многие на такую экскурсию брали с собой фотоаппараты.     

Что имеем, не храним…

А потом пришли иные времена. Свобода, демократия, гласность – замечательные понятия. Но как-то так получилось, что в стране вместе с этими гражданскими завоеваниями проблемы большие начались, а для свободных людей у кого времени на отдых не осталось, у кого денег, чтобы позволить себе такую роскошь. А чуть позже о Северном Кавказе стали больше говорить, не как о прекрасном регионе, привлекательном для туристов, отпускников, а как о зоне сплошных «горячих точек» и межнациональных конфликтов. Отдыхающие курортники в Нальчике исчезли, местным жителям в заботе о хлебе насущном стало не до экскурсий по своим родным красотам природы. И если малая канатная дорога на «Сосруко» худо-бедно работала, функционирует и поныне, то запускать вхолостую «Большую канатку» стало нерентабельно. И с 1989 года она встала, казалось, временно. Но не зря говорят в народе «Нет ничего более постоянного в нашей жизни, чем то, что мы считаем временным».      

Лично я убеждён, что для того, чтобы сохранить хотя бы на будущее канатную дорогу на Большую Кизиловку, надо было время от времени запускать её пусть даже на холостом ходу, постоянно проводить её техосмотр. Но ничего этого не делалось. Как бы ни ругали застойные советские времена, но вот за билетами на «канатки» и аттракционы в парке очереди стояли, озёра ежегодно чистились. В постсоветские демократические времена озёра в Нальчике, за исключением Курортного, заросли тиной, а потом превратились в поляны, где теперь порой коровки пасутся, а Большую канатную дорогу, один из известных по прежним временам символов Нальчика, пришлось демонтировать.

То, что её демонтировали – это правильно. Я уже как-то писал в одной своей статье, что кабинная канатная дорога стала представлять опасность, что она рухнуть просто-напросто может. Оказывается, был прав, даже не зная тех фактов, с которыми ознакомился сейчас, после печального прощания с родной с детства канаткой.


Канатка

А факты эти таковы. Оказывается, ещё в 2003-м году инженерно-консультационным центром «Мысль» Новочеркасского государственного технического университета была проведена экспертиза безопасности канатной дороги. Согласно заключению, «пассажирская подвесная дорога на гору Большая Кизиловка находится в неработоспособном и неисправном состоянии». При этом эксперты обнаружили, что в двух местах канатная дорога, на которой подвешено 120 кабин, надпилена. В районе 4-ой опоры надпилены две пряди, в районе 5-ой опоры - 4 пряди. В районе 9-ой опоры, по всей видимости, «черные металлоискатели» спилили дерево в расчете на то, что, упав на канат, оно оборвет его. Однако канат выдержал нагрузку. В 2006-м году 30-летний житель поселка Хасанья забрался на опору канатной дороги и, пытаясь снять алюминиевую обшивку с кабины, сорвался и погиб. Вот уж поистине, любим мы «рубить сук, на котором сидим».

«А город подумал: «Учения идут…»»

Если бы проржавевший и подпиленный, как выяснилось, в некоторых местах канат с кабинками рухнул, мало бы не показалось! Напоминаю, его вес 35 тонн. В районе маршрута канатной дороги располагаются котельная Второй городской больницы, автомобильный мост через реку Нальчик в Хасанью, так называемый знаменитый «Козий рынок». А также проходят трубы газопровода под высоким давлением. В общем, не обращать далее внимания на эту проблему уже просто было нельзя, а то так и до человеческих жертв недалеко.  

Решение о демонтаже канатной дороги на Большую Кизиловку было принято после тревожного и настоятельного обращения Кавказского управления «Ростехнадзора» в администрацию города Нальчика.

18-19 мая работы по демонтажу троса и кабинок были выполнены под надзором центра по делам гражданской обороны, ЧС, пожарной безопасности Нальчика и МВД по КБР. Район проводимых работ был оцеплен, всё прошло без каких-либо чрезвычайных происшествий.


Станция канатки

По официальным сообщениям из администрации города Нальчика, в мэрии «надеются на привлечение в ближайшем будущем инвесторов, которые возьмутся за реконструкцию и дадут новую жизнь канатной дороге «Большая Кизиловка»». Ведь остались станции и опоры канатной дороги. Замечу, правда, что двигатели станций исчезли неизвестно куда, обе станции, и нижняя, и верхняя находились до демонтажа дороги в нерабочем состоянии. Но это дело поправимое, в принципе. Куда более серьёзным кажется такой вопрос – если за более, чем 20 лет не нашлось инвесторов для реконструкции канатной дороги, если её эксплуатирование было нерентабельным, то откуда возьмутся инвесторы для ещё более масштабных работ сейчас и откуда возьмутся те обожавшие «наши канатки» курортники, которыми раньше в летний сезон был заполнен наш город? Вспоминая, сколько обещаний доводилось слышать о восстановлении системы искусственных озёр в Нальчике, от которых осталось только одно полноценное Курортное озеро – а воз, как говорится, и ныне там – то о восстановлении в ближайшее время канатной дороги на Большую Кизиловку можно не мечтать.

Всё могло быть иначе. Или ещё будет?

И вот здесь хочется высказать несколько субъективных замечаний. Почему такая печальная участь постигла «Большую канатку» в отличие от малой кресельной канатной дороги? Верхняя станция кресельной канатной дороги находится у ресторана «Сосруко». Здесь худо-бедно оборудована смотровая площадка с видом на город. Здесь отдыхающие могут передохнуть, заказав себе шашлык, хинкали и т. п. Сфотографироваться на память. На Большую Кизиловку канатная дорога шла довольно долго. Но, прибывая на верхнюю станцию, люди не знали, чем здесь заняться. Разве что пойти кизил собирать, орешки или грибы по осени. Здесь не было обустроено хорошего кафе, которое, может быть, стало бы популярным в городе и за его пределами. Как, например, знаменитое кафе «Ай» на верхней станции канатной дороге на Чегет.

Этот маршрут мог стать популярным для молодожёнов и выпускников школ, техникумов и ВУЗов. Вот недавно был очередной выпускной «Последний звонок» в школах города. А я вспомнил, как мы по окончании 8-го класса, тоже выпускного для некоторых моих одноклассников, как раз таки по предложению классного руководителя совершили экскурсию по городу с поездкой на кабинной «канатке» на Большую Кизиловку. Ну, погуляли по хребту этой горы, девочки цветочки пособирали, вскоре обратно засобирались. Хотя всё равно хорошо было! А если бы там ещё какой-то развлекательный комплекс был? Смотровая площадка обустроенная, ну, хотя бы качели какие-то незатейливые, тир стрелковый с призами для лучших «Робин Гудов»? Чтобы в ожидании заказанных шашлыков время провести. Это ж совсем другое дело было бы! Ещё один момент. А кто сказал, что в зимнее время нельзя «канатку» запускать? У нас порой зимой плюсовая температура держится и солнце светит. Но вы спросите, а что там делать зимой, на вершине Большой Кизиловки? Отвечаю. Для того, чтобы учиться кататься на горных лыжах, вовсе не обязательно в Приэльбрусье сразу ехать. И накладно это, и трассы горнолыжные трассы Приэльбрусья для новичков малоудобны. На Чегете, например, любят кататься как раз любители горнолыжного экстрима, которым нужно, чтобы трасса потруднее была, да с бугорками. Один горнолыжник из Москвы так мне как-то в Приэльбрусье и сказал, что он предпочитает Чегет всяким там Шамони с Куршавелями, потому что здесь трассы не обустроенные, не выправленные, с бугорками, да ухабами. А в Европе всё выправлено, вылизано, гладенько – аж противно! Так почему бы не обустроить на Большой Кизиловке такую европейскую горнолыжную трассу для «чайников», как начинающих матёрые горнолыжники называют? Просеку сделать, бугельный подъёмник установить. Конечно, снег здесь, как в Приэльбрусье до лета лежать не будет, и даже до апреля. Но при современной технике снежные трассы из снеговых пушек сейчас в субтропиках делают. Мой друг недавно вернулся с массой положительных эмоций из поездки в Трускавец. Если кто не знает, это на Западной Украине, в Закарпатье, популярный в советские времена курорт. Так там теперь горнолыжный курорт также сделали, «Буковель» называется. У нас тоже леса буковые, но раз название уже занято, мы нашу трассу «Кизиловель» назвать можем.        

Но что-то я сам размечтался. Словно сам себя убеждаю, что восстановить знаменитую когда-то канатную дорогу – дело ближайшего будущего. Вот одной опоре этой дороги повезло больше, чем её сёстрам.   Бетонное основание опоры, которая непосредственно в Курортном озере стоит, пацаны, как и во времена моего детства, в качестве вышки для прыжков в воду используют. Она, по крайней мере, все эти годы людям служила…

 

Tags: Кизиловель, Куршавель, Нальчик, Прощание с канаткой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments